Previous Entry Share Next Entry
Заметки по поводу новой системы Nikon 1
Vlad, Karavan, Photokaravan
vlad_karavan
Необходимое предисловие. Я сам снимаю обеими системами Canon и Nikon, имею не по одной камере в каждой из них и приличный набор оптики и в той, и в другой. Поэтому позиция моя не имеет никакого отношения к любви или нелюбви к тому или иному бренду. Все, что я пишу – это точка зрения потенциального профессионального потребителя (или просто фотолюбителя).

Начну с того, на чем зациклились в данный момент приверженцы новой системы (слово «приверженцы» здесь специфическое – оно относится к тем, кто готов любыми средствами отстаивать непогрешимость и превосходство любимого бренда). Так вот, главный аргумент – это наличие в системе Nikon 1 продвинутых функций записи видео. Алло, мы говорим о фотоаппарате, или как?

Однако давайте немножко все-таки проясним ситуацию с записью видео в фотографических аппаратах.

Как все знают, видео в компактах существует уже почти десяток лет, но никогда эта функция не вызывала ажиотажа.
Видеокамеры с отличным качеством записи и по цене меньше 1000 долларов уже года три как на рынке, и тоже не слышно никаких излишне восторженных криков.

Однако факт остается фактом: в настоящее время Canon 5D2 и 7D практически создали новую индустрию. Так почему же именно эти камеры стали так популярны для записи видео?

Ответ, конечно, всем известен, но, похоже, его стоит снова повторить - потому что малая глубина резкости. Это означает, что в кадре не все будет выглядеть одинаково отсюда и до забора, это означает, что видеограф может выделить глубиной резкости необходимые ему объекты.
Видеокамеры, позволяющие добиться такого же эффекта, стоят десятки тысяч долларов (классика жанра RED One, стоит 25 тыщ зеленых, Epic M - 58 тыщ).

А тут появились камеры на порядок дешевле, со сравнимым качеством и – внимание – с огромным парком оптики, позволяющим решать практически любые задачи, а это то, что недоступно той же системе RED (хотя у нее есть свои преимущества – запись в RAW-формате, например).

То есть все просто: большой сенсор и набор оптики открывают новые возможности в видеографии.

У новой системы Nikon 1 сенсор ровно в три раза меньше никоновского же сенсора формата APS-C (и кеноновского соответственно). При сопоставимых ценах вряд ли кто из людей, реально занимающихся видеографией, вдруг пожертвует этой самой глубиной резкости (насколько она увеличится, предлагаю рассчитать самостоятельно).
К тому же, нечем похвастаться в плане анонсированной оптики. То, что предложено, не вызывает желания срочно скупать для создания нормального набора. Отсутствует хотя бы одна линза с приличной светосилой. У Панаса есть pancake 20мм/1.7. Чтобы Никону хотя бы приблизиться к такой же, условно говоря, диафрагме, нужно иметь линзу со светосилой f/1.2. Но лучшее, что он предлагает, это «блинчик» с f/2.8. Нонсенс.

Попытки представить эти аппаратики как супертелевики с обычными никоновскими F-линзами кроме легкой улыбки ничего больше не вызывают – мы уже видели айфоны с пристегнутыми трубами.
То есть о чем мы говорим? О самодостаточной системе, или о том, каким образом можно заставить ее делать что-либо полезное?
Пока самодостаточности я не вижу. И, похоже, не увижу, так как считаю, что Никон сделал серьезную ошибку, решив окучивать якобы незанятую поляну под лозунгом interchangeable optics. Зачем этому формату сменные линзы? Получится еще одна курьезная игрушка по типу Ricoh GRX.

На мой взгляд, вышел бы отличный аппарат, если бы Никон приделал к нему универсальный и несъемный объектив с хорошей светосилой что-то около f/2 на широком угле. Такой я, наверное, взял бы.

А для того, что получилось, собирать набор оптики, которая по размерам проигрывает даже m4/3, при этом сомнительного оптического качества – увольте.
Говорить же о больших никоновских линзах – даже не смешно. На кой они сдались компактному аппарату, если он от этого теряет свою компактность? В чем выигрыш, если можно купить небольшую зеркалку, и получить примерно одинаковые габариты, но с гораздо более высоким качеством снимка?

Говорю это не философски, а на основе личного опыта. Все преимущество беззеркальных камер заключается в их размерах. Другого преимущества нет. Но не сами по себе габариты (иначе компакты рулят), а в комбинации с приличным сенсором.

И в этом смысле GF3, конечно, выигрывает. Сенсор в два раза больше, а оптика меньше. Вот докуплю себе новый складной G X 14-42, и набор приличной компактной оптики в кармане.

Размышления по поводу того, что же заставило Никон пойти на такой шаг.

Ну да, очевидно, что боязнь помешать продажам собственных зеркалок – это может быть одной из причин.
Вторая причина – micro 4/3, возможно, нуждается в лицензировании, а денег на это Никон тратить не захотел.
Третья причина – Панас уже далеко уехал, и выходить на его поле со средненькой системой опасно, тут даже имя не поможет, покупатели-энтузиасты быстро поймут, что есть что, и потом долго придется пробиваться наверх.
Sony вот побоялась соревноваться с Панасоником.

Так что вроде бы логично – открыть собственную нишу, где якобы нет конкурентов, и спокойно себе ее окучивать. Но это теория, а практика такова, что Никону все равно придется конкурировать с Панасом, с Оликом и с Sony, никуда от этого не деться. И тут цена сыграет против него.

Ну и еще одно сомнение. Как все сейчас утверждают, Никон будет конкурировать с продвинутыми компактами, а не с m4/3 или сониевскими NEX’ами. Оставим на минутку вопрос цены, и обратимся к целевой аудитории. Это любители-автоматчики, запечатлители «я-и-пальма-и-моя-собака». Ну на кой им сменные линзы и фазовый автофокус?
Вот и опять я к тому же – был бы суперкомпакт с универсальной линзой и нормальной ценой – был бы понятен рынок. А так ни то, ни се. Только деньги потратили. Было бы это в России, я бы сказал - распилили.


О «революционности» системы Nikon 1.

А как насчет micro 4/3, которая уже прекрасно существует больше двух лет в продукции Олимпуса и Панасоника? И уже больше года беззеркальные аппараты у Самсунга и Сони с форматом сенсора APS-C? В общем, «ррреволюционная» система в устах Никона звучит несколько странно, если не сказать более – несолидно.

Ну да бог с ними, с маркетологами, но факты остаются фактами:

• Игрушка (что правильно) имеет неподъемную цену (что неправильно).

• Новый байонет принесет большущие проблемы по разработке нового парка оптики, которая в данный момент весьма посредственная. Но требует денег. Кому оно надо, кроме самых упертых энтузиастов? Я ведь действительно говорю про рынок, а не про гиков.

• Новый сенсор превышает потребности «автонажимальщиков», но не дотягивает до потребностей реальных фотолюбителей.

• Внешний интерфейс сделан так, что только фанат будет упрямо тыкаться по всем этим менюшкам, чтобы добраться до нужных (причем, самых нужных) установок. Я лично не буду, так как имел такое щастье с Оликами и с Sony, и реально представляю весь этот головняк. Сделал бы Никон сенсорный экран как в GF3 – было бы на порядок лучше. (И это действительно так. Некоторое время назад я писал про анонс GF3 весьма и весьма резко, и направлено мое писание было как раз против внешнего интерфейса, так как Панас убрал многие кнопочки. Но когда попробовал панасовский сенсорный экран, то с удивлением обнаружил, насколько удобно там все сделано, и как легко можно менять практически любые settings. Почему Никон не сделал также при такой-то цене?)

• Видео, слава богу, приличное. Но на кой такое видео «автоматчикам», которые по жизни все снимают на единственной диафрагме, и то выставленной автопилотом? А для серьезной съемки уже не хватит величины, вернее, «меньшины» глубины резкости. Эти бы навороты, да в реальную систему, типа D400, тогда оно имело бы смысл.

А еще вот эти перлы:

Motion Snapshot, imaging function that combines full-HD movie with a still image for more dramatic imaging expression
Будет сниматься киношка до снимка и после снимка, всего один секунд, но проигрываться будет две с половиной, так как съемка movie ускоренная, и это Никона называет - для выражения бОльшего драматизма изображения :))

И вот это:

Smart Photo Selector for simple capture of the best shot
При полунажатом "спуске" камера бесконечно пишет снимки в буфер, а когда "спуск" донажимается, камера пишет на карточку 5 (пять!) изображений. Все это под лозунгом: " исключить большие объемы по количеству снимков и уменьшить мучительный процесс выбора лучшего из них" :). Ничего не придумал, перевел практически дословно… Камера все выберет за меня, жаль только, что Никон не озаботился к ней в придачу положить в коробку маленького зеленого человечка, чтобы он и кнопочку нажимал.

Посмотрел примеры снимков вот здесь: www.lenstip.com/1945-news-Sample_images_taken_using_new_Nikon_1_lenses_and_cameras.html. И это с внешней вспышкой. Ужосс. Такие же снимки (ничуть не хуже) можно сделать старым Панасом TZ3, причем со встроенной вспышкой.

В общем, как-то нереально смотрится новая система. Непонятно, кому это предназначено. Для любителей мыльниц – перенасыщена функциональностью и высокая цена.
Для нормальных фотолюбителей – недотягивает сенсор, морока с управлением и с оптикой (и ее габаритами) и опять же – высокая цена.

?

Log in